Пресс-центр > Статьи
Статьи
Перспективы применения низколегированных сталей для опор воздушных линий электропередачи
Рассмотрен существующий уровень коррозионной стойкости металлических опор «старых» воздушных линий электропередачи (ВЛ) к воздействиям окружающей среды. Показано, что применение для изготовления опор низколегированных сталей, вместо малоуглеродистых, с целью удовлетворения повышенных требований ПУЭ 7-го издания к устойчивости работы ВЛ в экстремальных климатических условиях, может снизить общую долговечность опор, благодаря возможности протекания процессов коррозионной усталости и коррозионного растрескивания, которые необходимо учитывать при проектировании новых конструкций опор.
В новой редакции ПУЭ обобщенный коэффициент надежности конструкции опор по ветровой нагрузке (без гололеда) принимается 1,3 вместо 1,0 по ПУЭ 6-й редакции. Такое увеличение запаса по ветровой нагрузке приводит к тому, что типовые опоры действующей унификации становятся неприменимыми без переработки проектов. Среди прочего, перспективными вариантами такой переработки проектов проектировщики видят замену стали Ст.3 на низколегированную сталь 09г2с во всех элементах опоры, а также в увеличении сечения некоторых элементов и в изменении класса прочности болтов.
Известно, что Ст.3 это низкоуглеродистая сталь, имеющая ферритную структуру. Сталь же 09г2с является низколегированной марганцово-кремнистой. Низколегированные конструкционные стали содержат до 0,2% углерода и до 2-3 % легирующих элементов. Упрочнение низколегированной стали основано на легировании феррита марганцем и кремнием.
В зависимости от условий эксплуатации и марки стали, используемой для конструкций опор воздушных линий, в материале опоры со временем могут обнаружиться два вида коррозионных процессов: межкристаллитная коррозия и коррозия под механическим напряжением.
В зависимости от агрессивности среды, в которой находятся опоры ВЛ, значения приложенной к ним механической нагрузки, динамики ее изменения и длительности воздействия результатом коррозии под механическим напряжением может быть: сплошная коррозия; ускоренная местная коррозия; коррозионное растрескивание (если нагрузка статическая); коррозионная усталость (если нагрузка циклическая или повторяющаяся).
Для опор ВЛ, несущих статическую нагрузку от веса проводов, тросов, изоляторов и арматуры, а также испытывающих динамические воздействия от ветра, температуры, гололеда, осадков могут проявляться все эти виды коррозионных разрушений.
Однако, первые два вида коррозии могут проявляться лишь в агрессивной атмосфере промышленных зон и приморских районов. Такие коррозионные разрушения в надземной части опор ВЛ легко могут быть обнаружены визуально и измерены штангенциркулем или микрометром. При этом действующий норматив [4] допускает снижение сечения металлических конструкций от коррозии не более чем на 10 % от сечения установленного по проекту.
Натурное обследование коррозионного состояния металлоконструкций опор действующих ВЛ в ряде регионов России и стран СНГ проводилось в соответствии с требованиями ГОСТ 9.908-85 «ЕСЗКЗ. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости», ОСТ 34 025-82 «Система разработки и постановки продукции на производство. Изделия министерства энергетики и электрификации», Пособия по проектированию усиления стальных конструкций (к СНиП II-23-81), нормативного документа «Объем и нормы испытания электрооборудования». РД 34.45-51.300-97, Сборника методических пособий по контролю состояния электрооборудования и Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ.
Место измерения коррозионных потерь выбиралось в зоне активного росообразования, в плохо проветриваемых местах конструкции, в местах повышенного механического напряжения, сварных соединениях.
Поверхность уголков конструкций опор, содержащая первоначально лишь вторичную окалину (прокатную) и защитную окраску, за время эксплуатации изменилась (рис.1). Вторичная окалина, как правило, состоит из трех слоев окислов железа с возрастающей степенью окисления по направлению к внешней поверхности. Нижний слой состоит из закиси железа (FeO), средний - из магнетита (Fe3O4), а верхний - из окиси железа (Fe2O3). Типичная вторичная окалина на листе малоуглеродистой стали толщиной 9,5 мм составляет около 50 мкм и содержит приблизительно 70 % FeO, 20 % (Fe3O4) и 10 % (Fe2O3).
Если бы вторичная окалина обладала хорошей адгезией к металлу, была сплошной и непроницаемой, то она служила бы хорошим защитным покрытием. Однако на практике прокатная окалина быстро растрескивается и местами отслаивается. Наличие такой окалины может замедлить коррозию стали на воздухе на сравнительно короткий период времени, однако затем скорость коррозии начнет возрастать. При наличии достаточного количества влаги вторичная окалина может приводить к питтинговой коррозии, которая хорошо видна на рис1. Глубину питтингов для срока службы 30 - 44 года можно считать незначительной. В среднем она не превышает 0,13 мм, а сами питтинги равномерно распределены по поверхности уголков. Таким образом, потеря сечения несущих металлоконструкций опор не превышает допустимых 10 % от установленного по проекту сечения.
На некоторых опорах в сварных швах косыночной части основания стоек опор обнаруживаются следы щелевой коррозии (рис.2, 3).
Что касается коррозионной усталости и коррозионного растрескивания, то эти два вида коррозионных разрушений, как правило, трудно обнаруживаются визуальными методами и в большей степени зависят от параметров механических воздействий на конструкции опор в период эксплуатации, чем от агрессивности атмосферы. Эти разрушения, влияющие на механические свойства металла опор можно оценивать прямыми методами, основанными на замерах (например, перемещений), испытаниях на прочность конструкций, а также на испытаниях физико-химических свойств образцов, вырезанных из конструкции. Первые способы трудоемки, а многократный отбор образцов материалов для испытаний до разрушения средствами металлографии невозможен. В таких условиях могут быть применены методы определения физико-механических характеристик стали на основе неразрушающих испытаний, в частности на основании исследования акустических параметров - коэффициента затухания и скорости распространения упругих волн в материале.
Коэффициент затухания и скорость распространения упругих волн в различных веществах обычно называют акустическими параметрами этих веществ. Измерение этих параметров в поликристаллических металлах не только позволяет получить информацию об их структурных особенностях, но и оценить упругие характеристики этих металлов.
Рис.1 Поверхность несущего уголка опоры № 2 ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС - Каргали»
(срок службы 43 года) 1 - зона остаточного защитного покрытия металла;
2 - зона коррозионного разрушения металла; 3 - зона пассивного состояния металла
Рис.2 Состояние косыночной части угловой опоры №81 стойка 3 ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС - Каргали» (стрелкой показана сквозное поражение сварного шва щелевой коррозией активизируемой стекающей с опоры дождевой влагой)
Рис.3 Места в косыночной части, способствующие развитию щелевой коррозии металла (Опора № 81 стойка 3)
ГОСТ 9.908-85 «ЕСЗКЗ. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости.» допускает использование таких методов при установлении зависимости между основными и применяемыми показателями.
Наличие изменения механических свойств металла, возможного при межкристаллитной коррозии, коррозионном растрескивании или коррозионной усталости - временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, ударной вязкости, наличие трещин в нашем случае проверялось сравнением свойств однотипных элементов опор, эксплуатируемых в сходных условиях, подвергавшихся и не подвергавшихся коррозии. Средний показатель механических свойства элементов опоры, не подвергавшихся коррозии, принимали за 100 %. В качестве неразрушающего метода исследования механических свойств металла использовался акустический способ поверхностного ультразвукового прозвучивания полок несущих уголков опор. Сварные швы также проверялись путем сравнения акустического показателя шва с показателем для целого металла.
Средние значения акустического показателя материала конструкций новых опор и опор со сроком службы 20 и 40 лет, представлены ниже в табл.1. Из этой таблицы следует, что разброс значений скорости прохождения ультразвука находится в пределах ± 2,5 % от среднего значения по всем обследованным объектам, приведенным в таблице. Такое изменение можно считать несущественным с точки зрения изменения механических свойств металла за время эксплуатации опор, тем более, что среднее по всем данным значение скорости прохождения ультразвука (5406,5 мкс) практически совпадает с аналогичным показателем для новых конструкций (5411,2 мкс). Если же сравнивать этот показатель для отдельных опор одной и той же ВЛ, то будет существовать разница для опор, расположенных в лесной и степной зоне. На продуваемых участках трасс ВЛ наблюдается снижение скорости ультразвука материала промежуточных опор на 5-10%. У анкерно-угловых опор эта разница не превышает 2 %.
Таким образом, можно считать, что за время эксплуатации проверенных металлических опор ВЛ, выполненных из малоуглеродистой стали Ст.3, существенных изменений в материале опор не произошло.
В связи с этим, при оценке технического состояния металлоконструкций таких опор, в рассмотрение может браться только потеря их сечения от сплошной, щелевой или ускоренной местной коррозии. Существенное отклонение измеряемых акустических характеристик сварного шва или места пластической деформации конструктивного элемента опоры от аналогичных характеристик целого недеформированного металла также может рассматриваться как дефект.
Таблица 1
Наименование объекта и место расположения | Геометрический размер конструкции, мм | Срок службы, лет | Средняя скорость УЗ, м/с | Примечание |
Новосибирский завод металлоконструкций | Уголок с полкой 75х75х6,3 | 0 (новый) | 5411,2 | Не оцинкованный |
Портальная опора ВЛ 500кВ «Сургутская ГРЭС 1 - Кустовая» | Уголок с полкой 90х90х7 | 20 | 5477,6 | Не оцинкованный |
Портальная опора ВЛ 500кВ «Сургутская ГРЭС 1 - Кустовая» | Уголок с полкой 90х90х7,5 | 20 | 5473,2 | Оцинкованный |
Портал ОРУ-500 ПС «Ново-Анжерская» | Уголок с полкой 150х150х10 | 43 | 5494,9 | Не оцинкованный |
Портальная опора ВЛ 220 кВ «Иркутск-Зима» | Уголок с полкой 80х80х8,2 | 41 | 5291,7 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 200х200х16,3 | 44 | 5535,0 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 170х170х11,8 | 44 | 5319,4 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 150х150х11,9 | 44 | 5357,7 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 130х130х11,6 | 44 | 5434,8 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 90х90х8,2 | 44 | 5357,2 | Не оцинкованный |
Опоры ВЛ 110 кВ «ЗайГРЭС-Каргали» | Уголок с полкой 80х80х8,4 | 44 | 5319,1 | Не оцинкованный |
Среднее значение | 5406,5 |
Низколегированные стали ненамного дороже углеродистых, но по сравнению с ними имеют лучший комплекс механических свойств, повышенную хладостойкость, пониженную склонность к охрупчиванию, лучшую свариваемость, повышенную износостойкость и коррозионную стойкость в различных средах. Поэтому их использование для создания опор ВЛ несомненно перспективно, но при этом предыдущий опыт эксплуатации металлических опор, изготовленных из малоуглеродистой стали, не может распространяться на новые конструкции опор без специального анализа и коррозионных исследований.
Тарасов А.Г., Харитин А.В.
Источник информации: http://www.elsi.ru/upload/medialibrary/0c5/0c574f8ea1c23d28352e09c3e98a178c.pdf